На фестивале в Выборге победил снятый на телефон фильм

0 Просмотр Комментарии выключены

Выборгский кинофестиваль «Окно в Европу» завершился победой снятой на смартфон комедии Бориса Гуца «Смерть нам к лицу». Сам режиссер пребывает до сих пор в шоке.

фото: Геннадий Авраменко

 

Борис Гуц снимал о том, о чем принято разве что скорбеть. У героини фильма — рак, и она готовится к собственным похоронам. Происходящее поначалу напоминает стеб, и особенно режут ухо слова про метастазики, которые сварили в тазике. Но молодые и дерзкие кинематографисты и присоединившиеся к ним мастера говорят смерти «нет!» и имеют на это полное право.

Екатерина Волкова смело вошла в молодую компанию.

— Моей старшей дочери 26 лет, и теперь я играю роли мам. Скоро перейду на бабушек. Естественно, я бесплатно снималась. Мне интересен был эксперимент, хотелось попробовать сниматься на смартфон и сказать о важных вещах. Каждый год мои близкие друзья умирают от этой неизлечимой болезни, — сказала она после премьеры.

Борис Гуц и сам живет вопреки поставленному диагнозу на всю катушку. Но как было бы хорошо, если бы победа в Выборге дала ему возможность снимать кино нормально и свободно, а не на копейки, не за свой счет. Может быть, киночиновники обратят внимание на молодое и живое кино, наконец-то оторвут свои взоры от псевдопатриотической лабуды.

Вручали награды в старинном Выборгском замке под открытым небом, что всякий раз придает церемонии нечто магическое. Решение жюри игрового конкурса под руководством кинодраматурга Александра Бородянского оказалось смелым и нетривиальным. Как это ни удивительно, в конкурсе на 11 картин пришелся лишь один дебют, и женщин-режиссеров, кроме Натальи Назаровой, не было, что идет вразрез с трендом дня. Наталье достался спецприз за ее густо замешанную и честную картину «Простой карандаш», где главную роль сыграла прямо-таки Ирина Печерникова наших дней — актриса Надежда Горелова.

Фильм небанально рассказывает о хождении интеллигенции в народ, о том, чем это всякий раз заканчивается. Молодая художница из Петербурга приезжает в провинциальный город (снимали в Карелии, в Сегеже), где отбывает срок ее муж — известный художник и представитель богемы, оказавшийся несправедливо осужденным. Как декабристка, она следует за ним, устраивается учителем рисования в местной школе, которую держит в страхе подросток, чей брат мотает свой бандитский срок. Попытка спасти если уж не мир, то отдельно взятых детей закончится трагично. В картине прекрасные актерские работы, много неизвестных широкому зрителю лиц, и это огромная и тонкая работа.

За мужскую роль (а было немало достойных работ) отметили самобытного якутского актера Петра Садовникова из Саха театра в картине «Нет бога, кроме меня» Дмитрия Давыдова. Он тоже спасает, но одну душу — свою больную Альцгеймером мать. Можно только удивляться тому, как в Якутии умудряются снимать кино фактически из ничего, имея лишь небольшую группу единомышленников да автомобиль — один на всю группу.

Спецприз вручен и еще одной умной картине — «Седьмой пробег по контуру земного шара» Виталия Суслина. Он окончил лечебный факультет Воронежской медакадемии, а потом режиссерский факультет ВГИКа — мастерскую Карена Шахназарова и Олега Шухера. И вернулся в родной город Нововоронеж. Там и снимал. Его предыдущая картина — «Голова. Два уха» — история реального человека, деревенского пастуха Ивана Лашина, которого обобрали злые люди так, что пришлось скрываться от долгов, жить впроголодь. Иван не только сыграл почти самого себя, но стал соавтором сценария. С тех пор жизнь его наладилась, во многом благодаря Виталию Суслину. Иван устроился на работу дворником и в составе съемочной группы трудился на «Седьмом пробеге…».

Героем новой картины Виталия Суслина стал 59 летний художник, вынужденный работать охранником на предприятии. Там у него мастерская и дом. Есть еще старые «Жигули». Свою квартиру он отдал дочери, у которой должен родиться ребенок. Однажды, собирая металлолом, он покусился на ржавый профиль Ленина, попал в полицию и лишился того немногого, что имел. Гильдия киноведов и кинокритиков вручила Виталию своего традиционного «Слона». А приз им. Саввы Кулиша «За творческий поиск» достался исполнителю главной роли Александру Карнаушкину — актеру «Ленкома». В театр его когда-то привел Александр Абдулов. Они в одно время учились в ГИТИСе. В «Ленкоме» Александр Карнаушкин играл в двух «Гамлетах» — Тарковского и Панфилова. Куда только смотрели кинорежиссеры все эти годы? В кино он снимался мало и рассказал «МК», как трудно было избавиться от театральности на съемочной площадке. Но результат прекрасен. Актер существует в кадре как обычный человек из жизни. Награду ему вручали брат и сестра Кирилл и Варвара Арбузовы — дети легендарного советского драматурга Алексея Арбузова. Варвара была верной спутницей Саввы Кулиша, его любимой женой.

Два диплома жюри — у «Танца с саблями» Юсупа Разыкова о молодом Араме Хачатуряне. Один — режиссеру, второй — посмертно и за вклад в мировой кинематограф Александру Кузнецову, который ушел из жизни 6 июня в 59-летнем возрасте после многолетней борьбы с онкологическим заболеванием. Можно было и просто отметить его работу в картине Разыкова — безусловно, лучшую в фильме, а может быть, даже лучшую в богатой российско-американской карьере Кузнецова. Хотя для массы зрителей Александр так и останется Джеком Восьмеркиным — американцем.

Главную роль — молодого Хачатуряна — сыграл актер «Мастерской Петра Фоменко» Амбарцум Кабанян. События происходят в 1942 году в Молотове (Перми), куда талантливый композитор приехал из Ленинграда в эвакуацию вместе с Кировским (Мариинским) театром оперы и балета. За восемь часов он написал там «Танец с саблями». Юсуп Разыков вспоминает, как рождался сценарий пять лет назад во время фестиваля в Выборге под стук колес проходящих под окнами поездов. «Это история Моцарта и Сальери, где в роли Сальери выступает государство. Это всегда интересная парочка», — говорит Юсуп. Но такой расклад, честно говоря, не вдохновляет. Герой Александра Кузнецова — уполномоченный комитета по культуре и несостоявшийся композитор Пушков — вот кто Сальери. С Хачатуряном он учился у композитора Мясковского, но пошел по комсомольской линии. Для Юсупа Разыкова он стал олицетворением силы, заставившей родиться «Танец с саблями». Александра Кузнецова режиссер нашел через Фейсбук, и они начали вместе работать. Не все получалось, приходилось с чем-то бороться, но в итоге именно эта роль — самая органичная и тонкая среди ходульных образов и псевдосоветской фактуры, которых избежать не удалось даже такому тонкому и высокопрофессиональному постановщику.

Лучшей неигровой картиной стала «Своя республика» талантливой Алены Полуниной о подразделении «Восток» в Донбассе. В анимационном конкурсе победила «Лола живая картошка» Леонида Шмелькова. В конкурсе копродукции, жюри которого возглавлял писатель Виктор Ерофеев, — российско-американская документальная лента «Хроники ртути» Саши Кулак и Бена Геза.

Источник

Рубрика: Культура

Об авторе

Жизнь чем-то похожа нa шведский стол… Кто-то берет oт неё, сколько хочет, другие — скoлько могут… кто-то — сколько совесть позвoляет, другие — сколько наглость. Но прaвило для всех нас однo — с собой ничего уносить нeльзя!